Уже в 2022 году вступили в силу глобальные изменения в закон об электронных подписях (№ 63-ФЗ от 06.04.2011). Они затронут практически всех представителей бизнеса: тех, кто сдает отчетность электронно, тех, кто участвует в госзакупках, тех, кто работает с Росреестром и т. д.
Начиная с 1 января электронные подписи (ЭП) для юрлиц и ИП будет выдавать только налоговая служба и ее доверенные лица.
Получать ЭП руководителю юрлица или индивидуальному предпринимателю придется лично. Передать полномочия доверенному представителю не получится.
Удостоверяющие центры (УЦ), которые прошли аккредитацию еще минувшим летом (до 1 июля 2021 года), с 1 января 2022 года будут выдавать ЭП только сотрудникам организаций и ИП (физическим лицам).
Ранее законодатели планировали, что работникам организаций и ИП для выполнения своей трудовой функции с 1 января 2022 года потребуется не только собственная ЭП, но и в придачу к ней — электронная машиночитаемая доверенность (МЧД). Поскольку новые электронные подписи для физических лиц не будут содержать информацию об организации (ИП), в которых эти лица работают. Однако процедуру внедрения МЧД решили отложить. Она стартует с 1 марта 2022 года.
Как же получить ЭП для юрлица и ИП с 1 января 2022 года
Для получения ЭП для юрлица (ИП), его руководитель (сам индивидуальный предприниматель) должен:
1. Представить заявление на выдачу сертификата ЭП.
Для этого нужно прийти в налоговую инспекцию или направить заявление электронно, через личный кабинет налогоплательщика-физического лица.
2. Приобрести носитель для электронной подписи (токен).
К носителям выставлены определённые требования: они должны быть сертифицированы и соответствовать формату USB Type-A. К этому типу можно отнести следующие токены:
- JaCarta LT, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ;
- Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S;
- ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
3. Прийти лично в инспекцию, пройти процедуру идентификации личности и получить электронную подпись.
Нужно будет предъявить инспектору паспорт и СНИЛС. Также при себе нужно иметь токен и сертификат соответствия к нему. ЭП будет записана на носитель, который предъявит руководитель организации (ИП).
4. Купить лицензию на КриптоПро CSP на каждый компьютер, где будете использовать сертификат — за ней можно обратиться в нашу компанию "Формула торговли" и установить на Ваш компьютер средство криптозащиты, загрузить сертификат ЭП (настроить рабочее место).
Федеральной налоговой службой определены доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России. В указанные организации можно обратиться за получением квалифицированной электронной подписи.
Таким образом, с января 2022 года изменился порядок получения электронных подписей. Но не все изменения, которые запланировали законодатели, вступили в силу единовременно. Нас ожидает новый переходный период до 2023 года.