Электронная подпись-2022: изменения в порядке получения

Уже в  2022 году вступили в силу глобальные изменения в закон об электронных подписях (№ 63-ФЗ от 06.04.2011). Они затронут практически всех представителей бизнеса: тех, кто сдает отчетность электронно, тех, кто участвует в госзакупках, тех, кто работает с Росреестром и т. д.

Начиная с 1 января электронные подписи (ЭП) для юрлиц и ИП будет выдавать только налоговая служба и ее доверенные лица.

Получать ЭП руководителю юрлица или индивидуальному предпринимателю придется лично. Передать полномочия доверенному представителю не получится.

Удостоверяющие центры (УЦ), которые прошли аккредитацию еще минувшим летом (до 1 июля 2021 года), с 1 января 2022 года будут выдавать ЭП только сотрудникам организаций и ИП (физическим лицам).

Ранее законодатели планировали, что работникам организаций и ИП для выполнения своей трудовой функции с 1 января 2022 года потребуется не только собственная ЭП, но и в придачу к ней — электронная машиночитаемая доверенность (МЧД). Поскольку новые электронные подписи для физических лиц не будут содержать информацию об организации (ИП), в которых эти лица работают. Однако процедуру внедрения МЧД решили отложить. Она стартует с 1 марта 2022 года.

Как же получить ЭП для юрлица и ИП с 1 января 2022 года

Для получения ЭП для юрлица (ИП), его руководитель (сам индивидуальный предприниматель) должен:

1. Представить заявление на выдачу сертификата ЭП.

Для этого нужно прийти в налоговую инспекцию или направить заявление электронно, через личный кабинет налогоплательщика-физического лица.

2. Приобрести носитель для электронной подписи (токен).

К носителям выставлены определённые требования: они должны быть сертифицированы и соответствовать формату USB Type-A. К этому типу можно отнести следующие токены:

  • JaCarta LT, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ;
  • Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S;
  • ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.

3. Прийти лично в инспекцию, пройти процедуру идентификации личности и получить электронную подпись.

Нужно будет предъявить инспектору паспорт и СНИЛС. Также при себе нужно иметь токен и сертификат соответствия к нему. ЭП будет записана на носитель, который предъявит руководитель организации (ИП).

4. Купить лицензию на КриптоПро CSP на каждый компьютер, где будете использовать сертификат — за ней можно обратиться в нашу компанию "Формула торговли" и установить на Ваш компьютер средство криптозащиты,  загрузить сертификат ЭП (настроить рабочее место).

Федеральной налоговой службой определены доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России. В указанные организации можно обратиться за получением квалифицированной электронной подписи.


Доверенное лицо УЦ ФНС России
Основание
1
ПАО "Сбербанк России"
Приказ ФНС России от 04.08.2021 № ЕД-7-24/[email protected]
2
АО "Аналитический центр"
Приказ ФНС России от 04.08.2021 № ЕД-7-24/[email protected]
3
Банк ВТБ (ПАО)
Приказ ФНС России от 25.10.2021 № ЕД-7-24/[email protected]

Таким образом, с января 2022 года изменился порядок получения электронных подписей. Но не все изменения, которые запланировали законодатели, вступили в силу единовременно. Нас ожидает новый переходный период до 2023 года.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий